Приемы в ландшафтном дизайне: освещение

Приемы в ландшафтном дизайне: освещение

Каждый человек, еще с детства, знает о важной роли света в жизни любого живого организма, в том числе и в жизни растений. Свет им необходим для протекания многих жизненно-важных процессов, например таких как, фотосинтез и транспирация. В искусстве садового дизайна свет является не только главным аспектом здорового насаждения, но и неотъемлемой частью создания интересных и завораживающих композиций.

Очень важно, при формировании благоприятной среды для растений, учитывать освещенность. Каждая географическая зона имеет свой уникальный световой режим, во многом определяющий ландшафт. Например, свет северного полушария — рассеянный. Перспективы пейзажей при нем углубляются, цветники выглядят менее яркими, а контуры объектов более расплывчатыми. В южной части планеты, солнечный свет придаёт резкость предметам, делая краски более насыщенными и яркими. При создании любой растительной композиции, необходимо знать о требовательности растений к свету. Согласно классификации, все растения подразделяются на: светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые. Исходя из названий, становится понятно, что светолюбивые растения необходимо располагать на участке с хорошей освещенностью, а тенелюбивые – в тени. Чтобы более точно определить затененные и светлые места сада, можно составить, так называемую, «карту освещённости». Для ее создания, необходимо взять масштабный план, указать на нем направление север – юг, и в дни равноденствий, осеннего или весеннего, через каждые 2 часа отмечать расположение тени. Ещё более точное определение освещённости можно узнать, отмечая расположение тени и в период летнего и зимнего солнцестояний. На получившемся плане («карте освещенности») можно увидеть расположение затененных и солнечных мест на территории сада. Основываясь на этом, намного легче осуществить посадку растений там, где они будут чувствовать себя наиболее комфортно, не забывая и о том, что тенелюбивые растения лучше растут на северной стороне, а светолюбивые – на южной.

Немаловажную роль в создании композиции играет чередование света и тени. Грамотное использование светотени позволит создать акцент на определенных участках сада, визуально изменить предмет (размер, цвет), либо территорию (например, увеличить ее, или уменьшить). Так, например, боковым освещением можно придать яркость и рельефность объекту, рассеянным светом, проникающим сквозь ветки деревьев, — театральность, а игра бликов и теней дрожащей на ветру листвы, создаёт объём и глубину. При фронтальном освещении переход от света к тени не имеет четкой грани, что делает композицию невыразительной. А, контражур появляется, если какой-либо освещаемый предмет расположен между наблюдателем и источником освещения (солнце подчёркивает силуэт, видна сама фактура предмета). Также, в игре светотени учитывается ещё одно свойство — светлота (близость какого-либо цвета к белому или черному цвету). Черный цвет придает яркость всем остальным цветам, а белый создает иллюзию объема. Грамотно применяя светлоту можно создать интересную, контрастную и динамичную композицию, например, объединив серебристо-серые тона с фиолетовыми или темно-пурпурными.

Ландшафтное освещение

При формировании цветников, важно помнить, что не только правильное цветосочетание может создать необходимый зрительный эффект. Влияние освещенности на восприятие цветового спектра зрительными нервами человека, также играет немаловажную роль. Так, при ярком свете дня распознавание «теплых» цветов (желтый, оранжевый) притупляется, но они кажутся более яркими, чем «холодные» (синий, фиолетовый). В пасмурный день усиливается восприятие сине-зеленых тонов, а в сумерки растения приобретают выраженный ярко-красный оттенок. Помимо этого, на нынешний момент, в мире существует множество искусственных источников освещения, повсеместно применяемые дизайнерами при формировании светотени. Лампа накаливания, например, придает чистоту красному цвету, а оранжевый становится красным в ее освещении. Зеленым – становится голубой, фиолетовый приобретает сочный пурпурный оттенок. Так же, как и фиолетовый цвет, ведет себя синий. Люминесцентная лампа оставляет цвета почти такими же, как при солнечном свете. Ртутная лампа насыщает яркостью и глубиной цвета синий и зеленый, а красный вовсе превращается в черный. Все цвета, исключая желтый, приобретают серый цвет при использовании натриевой лампы.

Из всего вышеописанного можно сказать, что свет и цвет, очень похожие понятия и неотделимы друг от друга. Освещенность может создать зрительный облик предметов и их цвет, что очень важно при проектировании любой композиции. При грамотном построении светотени и правильном расположении растений по требовательности к свету, можно создать не только здоровый и уютный сад, но и придать ему своеобразную оригинальность и сказочность.